Образ Казанской БМ
Так бывает, забежишь по делу к человеку, из вежливости согласишься на чашечку чая. Всего-то 10 минут!
И залипнешь на полтора часа…
Я знал об этой удивительной особенности мастерской на окраине города и её хозяина – художника и резчика Игоря. Их запросто можно рассматривать в отдельности. Мастерская привлекает неоконченными работами и творческим беспорядком, свойственным талантливым художникам. Резные иконы из дерева, резные полки для икон и киоты всё это в разных стадиях изготовления. Если взять в руки резное дерево и начать всматриваться, можно было почувствовать настроение мастера и ход его мыслей. Точно не смогу объяснить, что это значит. У каждого из нас своя настройка сенсорных восприятий. Моя, точно могла подстраиваться под музыку его души. Как-то пафосно звучит, но это до тех пор, пока среди его резных икон не попадётся та, которая всколыхнёт сердце и направит мысли по бесконечному маршруту. На котором всегда начинает звучать дудук Гаспаряна или флейта в сопровождении тибетских мелодий ветра и гор. Тоска и надежда будут рвать сердце и не заметишь, как текут слёзы счастья и тоски. Вот такое сумбурное описание, трудно подобрать слова тем понятиям и эмоциям, аналога которым в постоянной реальной жизни нет.
Сам Игорь свои работы называл «детишками» и относился к ним как то спокойно…
Мог достать меня вопросом:
-Какая сейчас цена на резные иконы?
Причём вертя в руках, при этом, одну из не самых лучших работ.
А мог разложить свои резные иконы и фото чужих. При этом искренне сокрушаться о своей косорукости или слепоте. Я никогда не мешал ему в эти моменты. Ритуал, как-никак…
И вот сегодня талант моего друга вновь заставил меня почувствовать себя меленьким мальчиком. Я стоял перед резной иконой ручной работы, краешком сознания отметив очевидное – залип.
Резная икона Божьей Матери высотой около метра была выполнена из бука. Я не сразу понял названия образа. Игорь, видя моё восхищение и сумятицу, пихнул в бок и бодро отрапортовал:
-Казанская Божья Матерь, вчера закончил. Получилась не очень…
-Ты посмотри вот эту, как она тебе?
Чтобы отстал, я бегло глянул и поцокал языком восхищённо. Как обычно в такие моменты, его просто раздирало от желания подсунуть пустышку и начать коллективное обсасывание…
Не знаю почему, у всех свои «тараканы». Но «тараканы» художников самые утончённые и эстетичные. На простой мелок «машенька» не ведутся. Обязательно надо сделать пару тройку эмоциональных мазков чувствами. В ходу слюнявое восхищение или брезгливая ярость. Действие одинаково, главное чтоб ярко.
В этот раз я превзошел себя. Так благородно рыкнуть на кипешующегося Игорька мне не удавалось ни до – ни после.
Как результат он затих на целых 5 минут. Пять минут, которые послужили толчком к началу перемен в моём сердце. Можно кончено было прихвастнуть и заявить, что изменили. Но - нет. Не мой стиль.
Я стоял и таял перед деревянной иконой. Мастеру удалась красивая Богоматерь. Красота любимой мамы из детства. Не замутнённая ещё ни какими пошлыми канонами и модами на красоту. С течением времени нам всё сложней видеть внутреннею красоту даже близких людей. Только в детстве мы запросто видим красоту души своих матерей.
Я смотрел, и весь спектр прекрасных эмоций омывал моё грешное сердце. Радость, надежда, строгий укор, напоминание, а самое главное – любовь!
Вечная и нерушимая любовь матери струились потоками на мою израненную душу…
Я стоял и текли слёзы от бессилия поменять свои гадкие поступки дрянные грехи…
Я стоял и чувствовал сочувствие и сострадание моему бессилию, и как звуки надежды в сердце зазвучала молитва…
-Господи Иисусе Христе! Помилуй меня грешного!